Законопроект, который предлагает ряд изменений в закон «О защите прав потребителей», прошел первое чтение в Госдуме. К первому чтению он был существенно доработан, но главная цель осталась прежней – защита прав пользователей, у которых есть онлайн-подписки.
На пленарном заседании в Госдуме состоялось первое чтение новой версии законопроекта, который предполагает внесение поправок в закон «О защите прав потребителей».
В его подготовке участвовали Антон Немкин (член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат фракции «Единая Россия»), Владислав Даванков (вице-спикер Госдумы, член комитета по бюджету и налогам, депутат от фракции «Новые люди»), Антон Ткачёв (член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат от фракции «Новые люди»), Пётр Толстой (вице-спикер Госдумы, депутат от фракции «Единая Россия»), Леонид Слуцкий (председатель комитета по международным делам, руководитель фракции ЛДПР), Андрей Свинцов (член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат от фракции ЛДПР), Ирина Филатова (член комитета по заците конкуренции, депутат от фракции КПРФ), Дмитрий Кузнецов (член комитета по обороне, депутат от фракции «Справедливая Россия»), Дмитрий Гусев (заместитель председателя комитета по контролю, депутат от фракции «Справедливая Россия»).
В новой версии законопроекта были учтены замечания Правительства и предложения отраслевых экспертов. Большой вклад внес Роспотребнадзор как ключевой правоприменитель в области защиты прав потребителей.
Цели законопроекта остались прежними – защитить потребителей от недобросовестных действий поставщиков сервисов по подписке, исключить возможность манипуляций, введения граждан в заблуждение относительно существенных условий договора, отметил один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«Мы достаточно долго искали оптимальный и эффективный подход к этой задаче, изучали практику, встречались с общественными организациями и представителями бизнеса. Сформировали на площадке Минцифры России рабочую группу с представителями Министерства, Роспотребнадзора и ключевых отраслевых ассоциаций, представляющих интересы сервисов по подписке. Индустрия рассказала о своей практике, мы обсудили их предложения, Роспотребнадзор проанализировал их с точки зрения потенциального правоприменения. Результатом этой работы и стала новая версия законопроекта, в которой мы вводим ряд новых обязательных требований для поставщиков сервисов по подписке, в частности – в наглядной и доступной форме до заключения договора раскрывать потребителю все его условия: сроки, полную стоимость, а также – что очень важно – раскрывать информацию о форме и способе отписки: то есть указывать, как и на какой странице это можно сделать», – рассказал он.
При этом из требований к подписным сервисам было принято решение убрать обязательные уведомления, которые площадки должны были рассылать пользователям перед списанием средств за продление подписки. «Мы приняли во внимание тот факт, что сервисы уже рассылают уведомления о списании средств за подписки в рамках исполнения требований закона о контрольно-кассовой технике. И банки также уведомляют клиентов о списании средств с карт. Граждане часто жалуются нам на спам и избыток рекламных сообщений и уведомлений, так что мы нашли другой эффективный подход решения проблемы неожиданных списаний без необходимости нагружать пользователя избыточной информацией», – добавил Немкин.
В процессе подготовки законопроекта было проведено исследование, которое показало, что 44% пользователей подписок в России сталкивались с трудностями при отписке. Например, 72% отмечают, что отписаться от сервисов сложнее, чем подписаться, еще 43% опрошенных испытывали трудности при поиске кнопки отписки, такое же количество указывают на невозможность отписаться в один клик. Еще 22% пользователей сталкивались с невозможностью отказаться от подписки и вернуться свои деньги.
Авторы законопроекта преследуют одну цель – искоренить ситуацию, в которой люди остаются в уязвимом положении и платят деньги за те услуги, которыми не пользуются, добавил Немкин.
«Для нас важно мнение тех, кто работает непосредственно в сфере онлайн-подписок, так как возможные риски видны им отчетливее. Нанести вред российским предпринимателям, которые сегодня активно работают и стремятся обеспечить качественный и надежный сервис для наших граждан – точно не входит в наши планы. Но при этом сейчас у каждого пользователя в среднем по три платные подписки, а вот возможность управлять ими есть не всегда. Это мы и хотим исправить. Мы долгое время находились в диалоге с представителями бизнес-сообщества, которое очень активно включилось в работу над законопроектом, чтобы вместе сделать итоговую версию полезной для граждан и безвредной для российских компаний. Надеюсь, у нас это получилось», – заключил парламентарий.