История режиссёра. Как Саша Парацелс построила успешную кинокарьеру в России и какой полнометражный проект о судьбе страны она готовит к производству этой осенью

Культура

Прошлый год стал переломным для кинематографа и для индустрии развлечений в целом. Локдаун изменил правила коммерческого проката, а также коренным образом трансформировал фестивальное пространство. Учитывая сложившуюся ситуацию, приятно осознавать, что в отечественном киномире появляются новые люди, которые не только не отступают перед возникающими трудностями, но и достигают по-настоящему впечатляющих результатов. Режиссер Саша Парацелс своим дебютным проектом доказала, что для хорошего кино не существует непреодолимых препятствий. Её фильм «16/8» не только мощно резонирует с современными трендами, но и отличается многими художественными достоинствами. Прекрасная актёрская игра Анны Исаевой и Одина Байрона, мастерство оператора Станислава Юдакова, нетривиальный сценарий Мэттью Гилпина и профессионализм режиссёра, создают перед зрителем необычное зрелище, в котором, несмотря на 7-ми минутный хронометраж, есть всё, что нужно для настоящего произведения искусства. Интересный сюжет, саспенс, аллюзия на шедевры популярной культуры и неожиданный финал – все эти элементы делают проект Саши ярким и запоминающимся жанровым высказыванием. Не удивительно, что фильм вызвал живой отклик у аудитории во всём мире и собрал внушительный комплект фестивальных наград. В этом интервью Саша рассказала об истории создания картины, особенностях её продвижения, принципах хорошей режиссуры и творческих задачах, связанных с новым проектом.

– Саша, здравствуйте! В первую очередь расскажите о том, как вы приняли решения связать свою жизнь с кинематографом?

– Я с детства мечтала работать в кино, мне было неважно кем, главное быть в КИНОСЕМЬЕ.

– Прежде, чем начать работу в России, Вы долгое время работали в Американской киноиндустрии. Каковы главные впечатления о том периоде Вашей жизни?

Голливуд – это грандиозная «машина», где каждый элемент работает на результат. Голливуд научил меня общаться референсами. Голливуд показал и доказал мне, что ДРАМАТУРГИЯ – это основа основ. Впечатления от работы там чарующие и незабываемые, ты попадаешь в самую мощную ИНДУСТРИЮ КИНО в мире и быть частью этого очень вдохновляюще.

– В чём, на Ваш взгляд, заключается основное различие отечественной киноиндустрии от Голливудской?

В России зачастую делают фильмы с упором на визуальную составляющую, в Голливуде же основное – это сценарий. Сценарий – это скелет, без которого кино никогда не состоится. Я не представляю, чтобы в Голливуде стартовали съемки фильма или сериала без дописанного сценария, а в России это частое явление. В Голливуде сценарии пишутся МИНИМУМ полгода, в России это, наверное, МАКСИМУМ, который дают авторам. Но я убеждена, что у отечественного кинематографа сейчас верный курс и скоро мы с Вами будем свидетелями «золотого века» кино в России. Сейчас много талантливых молодых авторов, которые не просто стараются делать кино «по голливудским меркам», но, переосмысляя опыт ведущей мировой киноиндустрии, привносят в него новый русский киноязык.

Расскажите о том, как Вы пришли в режиссёрскую профессию?

В 2019 году я решила попробовать поступить на режиссерский факультет в мастерскую Николая Лебедева. Николай Игоревич подарил мне шанс быть его студентом.

– Существует мнение, что режиссуре нельзя научить. Вы согласны с этим?

Самой режиссуре, наверное, нельзя, согласна. НО тебя обучают ремеслу, тому без чего не может состояться ни один кинорежиссер. Самое важное – это разбираться в драматургии, если Вы этим овладеете, то все непременно получится. Потому, что драматургия – это скелет. Важно не только разбираться в драматургии и владеть «книжными» знаниями, но и уметь применять свои знания на практике. Даже для работы с актерами Вам необходимо понимать драматургию сцены, чтобы правильно поставить задачу. Мое мнение: учиться нужно постоянно, постоянно прокачивать себя. Ведь, что такое режиссер? Это человек, который может влиять на сознание людей, а это очень ответственно, поэтому режиссер должен быть глубоко образованным человеком, который может говорить на любые темы. В данный момент я продолжаю своё профессиональное образование. Я учусь в школе кино «Индустрия» и, на мой взгляд, сейчас, в России- это самое лучшее заведение, где обучают кинопрофессиям. Я учусь на сценарном факультете, на курсе Андрея Золотарева («Триггер», «Лед», «Спутник», «Притяжение», «Ледокол» и др.). Я убеждена, что режиссер ОБЯЗАН пройти сценарный курс, чтобы уметь написать хотя бы тритмент и, безусловно, уметь «препарировать» сценарий и грамотно объяснять продюсерам, что не так в сценарии и что необходимо изменить. Важно всегда помнить, что сценарий – это не литература и уж тем более не художественное произведение, поэтому читать сценарии тоже нужно уметь.

– Расскажите, пожалуйста, немного об организации и проведении Ваших первых съёмок. Многие опытные режиссёры, вспоминая дебютные проекты, говорили, что создание первых фильмов было для них очень непростым. Каким был Ваш опыт в этом смысле?

Мне чрезвычайно повезло, так как я работала с профессионалами, единственный дебютант на съемочной площадке была я. Это был тот случай, когда все сошлось и мы сработали, как единый механизм, и за 16 часов сняли 50 или 51 кадр.

– Говоря о фильме, Вы часто упоминаете о том, что Вам очень повезло с творческой командой. Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось сформировать такой выдающийся состав исполнителей и специалистов?

Режиссер монтажа Игорь Отдельнов познакомил меня с оператором Стасом Юдаковым, с которым мы сразу нашли общий язык. Порой мне кажется, что мы смотрим «одними глазами» и отлично понимаем друг друга. Композитор Артем Васильев присоединился к нам после того, как мы сделали монтаж, а я даже мечтать не могла об этом, так как Артем лауреат и неоднократный номинант премии «Золотой Орел», а его композиции, которые он написал к сериалу «София», у меня на повторе в телефоне.

– Я не хотел бы сейчас рассуждать о сюжете Вашего дебютного фильма, чтобы не раскрывать его интригу, и поэтому я задам несколько общий вопрос. Было ли у Вас самого начала желание снять фильм, который резонировал бы с актуальными жизненными и культурными трендами, или этого эффекта удалось достичь несколько спонтанно?

Конечно хочется идти в ногу с трендами. Лукавить не стану, но это случилось спонтанно.

– Вы могли предположить, что проект получится настолько успешным и завоюет такое множество призов?

Я до сих пор не могу поверить, что за рубежом он будет настолько популярен. Мне очень лестно читать отзывы кинокритиков, европейских и американских отборщиков, и мне кажется, что они увидели в фильме больше, чем я закладывала))))))

– Ваш фильм завоевал награды в Лондоне и Париже, в Лос- Анджелесе и в Нью-Йорке? Расскажите, пожалуйста, о специфике фестивального продвижения фильма за рубежом.

У меня классный фестивальный агент Юля Травникова, которая совместно со мной разработала стратегию продвижения. Мое мнение всегда одно: нужно отправлять фильмы на все фестивали, на которые возможно. Надо признать, что многие современные тренды очень быстротечны. Индустрия стремительно меняется, вкусы тоже, и, поэтому нужно пробовать заявлять о себе везде, если есть такая возможность, и тогда Вы обязательно найдёте своего зрителя!

– Я знаю, что сейчас Вы готовитесь к съёмкам своего дебютного полнометражного проекта. Расскажите, пожалуйста, чему будет посвящен Ваш фильм? Каким будет актёрский состав?

Это альманах «Страна, которой больше нет», состоящий из трёх киноновелл. Первая история посвящена 1936-му году. Это начало репрессий. Вторая новелла рассказывает о событиях июня 1963-го, когда СССР отправил в космос первую женщину-космонавта. Заключительная история повествует о трагедии августа 1991 года, которая произошла в Форосе с первым и последним президентом СССР. За три новеллы я постараюсь показать зрителю историю СССР, показать, как менялось время, люди, мода. Мне хотелось, чтобы город Москва стал одним из главных героев киноальманаха, хочется показать «трансформацию» столицы, как «трансформацию» героя. Актерский состав пока не могу разглашать, но, думаю, вам понравится)))

Интервьюер: Александр Пархоменко
Фото: Лука Парацелс

Поделиться с друзьями
"Кузбасс Сегодня"
Добавить комментарий

  1. Владимир Середин

    … бесполезное знакомство, как с ней, так и с ее мужем –
    уроки игнора, наглого вранья и прочих прелестей, эти ребята преподают всем желающим …

    Ответить
  2. Мария

    Освещение короткометражных картин – занятие, в наше время, очень важное. Потому что зачастую именно так и вырастают режиссёры, операторы, постановщики и актёры большого кино. Дух захватывает, когда понимаешь, что, создав 7ми минутную короткометражку режиссёрска собрала полный букет наград, так что же ждёт эту кинохудожницу, возьмись она за полный метр?)
    Я бы никогда не увидела эту картину, не наткнись я на статью в соцсети. Спасибо автору статьи (А. Пархоменко) и Александре.

    Ответить